Четверг
12.12.2024
02:04
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
АЭЛИТА, ЛЮБОВЬ МОЯ »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

Форма входа


АЭЛИТА, ЛЮБОВЬ МОЯ

Четверть века назад 21 летний энтузиаст из Красного Бора Сергей Суворов возродил вокально-инструментальный ансамбль в своей деревне.

Это сейчас в Красном Бору и далеко за его пределами знают Сергея Васильевича и как талантливого музыканта-исполнителя, и как человека с незаурядными организаторскими способностями. А 25 лет назад он только что закончил службу в вооружённых силах и вернулся в родную деревню. Как и полагается дембелю, несколько дней погулял с местной молодёжью, а потом предложил ребятам создать в Красном Бору свой ансамбль. Идею все поддержали, но наутро никто к месту сбора не пришёл. Только Сергей был не из тех, кого локальные неудачи надолго выбивают из колеи: прямиком направился к тогдашнему директору Красноборского СДК Елене Тихомировой всё с тем же предложением. Сына главного зоотехника совхоза «Дунаевский» Василия Суворова Елена знала ещё с тех времён, когда он был школьником. Интересная тогда история приключилась с этим любознательным и дотошным пареньком…

УДАРНИК… НА КАСТРЮЛЯХ

Василий Суворов был поклонником вокально-инструментальных ансамблей. Увидев однажды, как его сын с азартом колотит палками по домашним кастрюлям, изображая ударника, он поинтересовался у Сергея, хочет ли тот заниматься в какой-нибудь музыкальной группе. Получив утвердительный ответ, обратился к директору совхоза «Дунаевский» Тамаре Давыдовой с предложением выделить деньги на приобретение музыкальных инструментов. Просьба в дирекции была услышана и поддержана. В совхозной кассе нашли 6 тысяч рублей. Инструменты и аппаратуру привёз холмич Василий Витязев, который согласился заниматься с ребятами в деревне Дунаево, где была школа.

Василий Сергеевич набрал детский и взрослый составы вокально-инструментальных групп, но по какой-то причине Сергей Суворов в этот список не попал. Можно было представить его разочарование в тот момент. Но слёзы лить он не стал. Дисциплинированно посещал все репетиции обоих коллективов в качестве… зрителя. А как только объявлялся перерыв, он садился за ударную установку и старался воспроизвести то, что услышал перед этим на репетиции.

Приходил на смену другой коллектив — он снова сидел в зале, слушая и запоминая всё, чему Василий Витязев, а затем ещё и его коллега Александр Кузнецов обучали ребят и взрослых. Дождавшись перерыва, пулей бежал за установку, благо это не возбранялось. Дома же тренировался с кастрюлями. (Только любящие сердца родителей могли выдержать эту пытку для своих ушей).

В один прекрасный день барабанщик в детском коллективе решил стать вокалистом — на освободившееся место, естественно, взяли Суворова.

Он был счастлив! А потом осмелел и попросил у Александра Кузнецова один из двух синтезаторов, чтобы потренироваться на нём дома. Учился играть методом тыка самозабвенно. И ведь добился своего: клавишные стали послушны его рукам, благо слух у Сергея отличный. Было это в конце 1990-х годов. Музыкальные коллективы, которым дало зелёную улицу руководство совхоза, по разным причинам позднее распались. Сергей после окончания средней школы уехал учиться в Новгород, где перед армией сумел сколотить с ребятами своего двора небольшой ВИА.

С МИРУ ПО… ИНСТРУМЕНТУ

Вспомнив об этом, Елена Тихомирова решила, что настойчивость в характере возмужавшего Суворова никуда не делась и он от своего не отступится. Сказала Сергею, что препятствий чинить не будет, и посоветовала напрямую связаться с директором районного Дома культуры. РДК в то время возглавляла Любовь Лукина. Узнав суть обращения ранее незнакомого ей молодого человека, Любовь Михайловна неожиданно прониклась к нему симпатией и пониманием.

— Пойдём, посмотрим, что там осталось в нашей кладовке из списанных инструментов и аппаратуры ВИА «Вдохновение». Забирай всё, что тебе может пригодиться,— сказала директор опешившему от такого доверия юноше, который на то время даже не состоял в штате СДК.

Окрылённый поддержкой в РДК, Сергей Суворов продолжил поиски аппаратуры и инструментов в областном центре — побывал во всех учреждениях культуры Новгорода. Кто-то из руководителей смотрел на просителя с недоумением. Но в итоге все они не устояли перед доводами настойчивого посланца из холмской глубинки, покопались в своих загашниках и не пожадничали.

В салоне автоклуба, который выделили Суворову в Холме, едва хватило места для списанных музыкальных инструментов и аппаратуры, доставленных в Красный Бор.

Что делать с этим богатством, энтузиаст на первых порах представлял не очень чётко. Музыкального образования и навыков ремонтника электрооборудования не было. Зато бог не обделил его ещё одним талантом — упорством. Мог сутками дотошно разбираться в секретах аппаратуры, возрождая старьё к жизни. Как теперь говорит умелец, аппаратура — это его конёк. Поднаторел так, что может восстановить даже импортное оборудование. Со своим замечательным слухом научился играть на всех инструментах, что есть в ансамбле.

В первый состав ВИА Суворов в конце 1994 года собрал ребят от 12 до 15 лет. Поначалу занимались в его родительском доме, затем перешли в СДК.

В первом составе ансамбля играли Владимир и Снежана Валевины, Надежда Хомяк, Валерий Павлов. Уже потом в коллектив влились Александр Вишнёв (вместо ушедшего в армию Павлова), Анна Никифорова (Попович), заменившая Надежду Хомяк, Андрей и Олег Поповичи, Сергей Анисимов, Роман Романов. Яркие, талантливые, самобытные личности.

Дебютный концерт ВИА, которому дали название «Аэлита», состоялся 7 марта 1995 года — эта дата и считается днём рождения коллектива. Тот концерт, естественно, был посвящён женщинам. Исполняли популярную в то время «Ламбаду» (солировал Суворов), «Прощай, Алиса», песни из репертуара «Ласкового мая» и другие хиты тех лет. «Аэлита» имела у односельчан бешеный успех, хотя сейчас Сергей Васильевич признаёт, что исполнение было ещё сыроватым.

НЕУГОМОННАЯ НАТУРА

Сергей Суворов в том же году понял, что хорошей аппаратуры и инструментов ансамблю не хватает.

В это уже трудно верится, но гитарист Владимир Валевин почти год играл на шестиструнке, у которой не хватало одной струны. Достать её было негде, да и не на что. Под Новый год поехал в Новгород на приём к председателю комитета культуры Новгородской области Юрию Шубину. Удивительное дело, но и там безработный музыкант-самоучка был понят с полуслова.

Шубин поинтересовался у финансистов, сколько есть денег на счету на непредвиденные расходы, и выделил ансамблю 2 миллиона рублей. Суворов по доверенности приобрёл «матчасть» для «Аэлиты». Особенный восторг у всех вызвал тогда новый синтезатор: совсем другая музыка пошла…

К концу 1996 года ансамбль получил официальное признание. «Аэлиту» стали приглашать в сельские учреждения культуры, в соседние районы. В Красном Бору все праздники и значимые мероприятия проходили с участием ВИА. Сергея Суворова наконец-то оформили в штат СДК. Как говорится, пришла минута славы, а он неожиданно для всех в 1998 году уехал из села на заработки. Да только не сложилось у него в то трудное время с работой без своего жилья. И года не прошло — домой потянуло, да и как жить без музыки?

— У каждого из нас есть хобби. У меня это музыка и аппаратура. В ансамбле стараюсь больше играть, чем петь. По большому счёту, я — инструментальщик и режиссёр. Главное для меня — руководить коллективом. Одно время у нас в деревне было даже два ансамбля. Молодёжь разогревала публику, а следом и нас, основной состав, встречали.

В Красном Бору на наших выступлениях раньше всегда был аншлаг. Помню, в нашем Доме культуры на Рождество полетел котёл. Холодина, пар изо рта, все в зимней одежде, но зал — битком. А мы, отогрев пальцы, снова и снова выходим на сцену. Поддержка зрителей согревала, — делится Сергей Васильевич. — Сейчас, ввиду ограничений, связанных с коронавирусом, перед зрителями мы выступаем не так часто. Зато часто появляемся в соцсетях: записываем наши выступления и публикуем на странице ДК, в своих личных аккаунтах Вконтакте. Отклик есть! Это здорово! В Красном Бору его руками создана музыкальная студия, есть музей музыкального оборудования и инструментов. Сегодня в ансамбле «Аэлита» — новые и современные инструменты, приобретённые в рамках федерального проекта «Единой России» «Культура малой Родины». А вот бывшие члены ансамбля, когда удаётся приехать в родное село, с удовольствием играют на старых.

Как заметил Сергей Васильевич, с 1995 года через ансамбль прошло около 60 человек. Некоторые просто мелькнули и ушли, не потянув бремя трудностей. Но большинство — это талантливые и увлечённые музыкой люди. Образцом скромности является Алексей Твердохлеб, проживающий в Днепре. Настоящий артист, поёт в опере, участвует в гастролях по Европе. Корни его — в Холме.

— Как только Алексею удаётся на денёк вырваться в Красный Бор, мы с ним играем целый день. И не было такого, чтобы он, профессиональный исполнитель, подчёркивал свой высокий статус перед нами, — говорит Сергей Суворов.

…У создателя «Аэлиты» есть мечта: собрать однажды на 7 марта всех бывших и настоящих участников ансамбля. Мы от души желаем Сергею Васильевичу, чтобы в наступающем году его мечта осуществилась. Чтобы выступлений было больше и в зале СДК не смолкали аплодисменты зрителей в честь его «Аэлиты»!

Сергей ЦВЕТКОВ

Фото из архива ВИА «Аэлита»

(Публикация в газете "Маяк". Декабрь 2021)